Использование гидравлических тормозов обусловлено их высокой точностью и скоростью реакции. В основном такие тормоза установлены на тяжелых, массивных велосипедах, предназначенных для катания на крутых склонах и подъемах. Относительно недавно гидравликой стали комплектовать и скоростные велосипеды из-за точного и быстрого торможения.
Принцип работы гидравлических тормозов очень схож с механическим, где тормозные колодки приводятся в действие тросом. Различие лишь в том, что в гидравлике вместо тросов используется тормозная жидкость, а рычаги и эксцентрики заменяют цилиндропоршневые группы. Благодаря такому подходу значительно снижаются силы трения в системе, а это увеличивает ее срок службы.
Не смотря на это, гидравлика также имеет и недостатки, в первую очередь это сложности в ремонте при поломке. К примеру, при пробое гидравлической магистрали тормоза не выйдет починить в полевых условиях. Максимум, что возможно при наличии инструментов, это прокачка гидравлических тормозов.